Выберите город
Промокод -5%
пока пусто :(
товаров
на сумму
Каталог

Акустическая настройка кия

Многих интересует вопрос - как «работает» бильярдный кий? Чтобы ответить на этот вопрос нужно обратиться к физике и акустике.

Считается, что лучшими материалами для изготовления шафта являются граб, горный клен или клен явор. Какими же свойствами обладает это дерево? Качество материала (дерева) определяется по его, так сказать излучательной способности к потокам энергии в материале на внутреннее трение.

Излучательную способность древесины принято называть акустической постоянной (константой). Но, один только выбор дерева не дает гарантии на изготовление киев с высокими игровыми качествами. Для этого нужно рассмотреть кий, как некую колебательную систему. В ходе экспериментов с большим количеством киев, были выявлены некоторые закономерности. В чем же это выражается?

Необходимое условие возникновения колебательного процесса – наличие колебательной системы (кия) и возбуждающей силы (удар по шару). Игровые качества, в данном случае кия, будут зависеть от добротности колебательной системы. Добротность - показывает какое число периодов колебаний (Т) укладывается в промежутке времени равной постоянной времени. И характеризует колебательную способность системы.

Так как же мастеру, не имея научной лаборатории, при изготовлении кия создать качественную колебательную систему?

Оказывается есть вариант!

Воспользуемся аналогией двух колебательных систем – механической и акустической. Каждый звук, который мы воспринимаем - это нечто иное, как механические колебания тела с определенной частотой. Для примера: звук Ля 1-ой октавы = 440 Гц., Си 1-ой октавы = 493,88 Гц. и т. д.

Для того, чтобы проверить с какой частотой колеблется шафт, нужно взять его в определенном месте (это место называется квантовый узел) и ударить по нему. Мы услышим звук, который дает нам частоту колебания кия (чем выше звук, тем больше частота колебаний, тем выше упругость тела).

Таким образом, прослушивая тоны звучания шафта и турняка, и, изменяя толщины и геометрию, можно, подстроив колебания, создать высококачественную систему, и делать кий не вслепую, а осознанно создавать стройную систему и тем самым добиваться нужного результата. Пользуясь этой системой, можно создать и повторить множество моделей с теми или иными качественными показателями. Этим способом гармонической настройки пользовались и пользуются многие знаменитые скрипичные мастера. Дерево – неоднородный материал. В одном стволе можно найти большое количество мест с разной плотностью. Поэтому, изготавливая кий с одинаковой геометрией и одинаковыми толщинами, нельзя сказать, что они имеют одинаковую упругость.

Упругость можно определить прогибометром, но при этом нельзя гарантировать создание качественной колебательной системы. Прослушивая тона кия, применяя принципы совмещения тонов в шафте и турняке, и учитывая это при их соединении, можно создать гармоническую настройку всей колебательной системы кия и получить инструмент с высокими игровыми качествами.

В связи с вышеизложенным, нужно еще раз обратить внимание на изготовление шафта. Некоторые мастера делают шафт из цельного куска дерева, другие делают шафты клеенными. Причем используются различные виды склейки. Наиболее целесообразным, считается склейка шафта из продольных радиальных частей. Видно, что годовые слои дерева расположены по-разному со всех сторон шафта и сходятся к центру. При таком расположении, шафт имеет радиальную однородность и имеет стабильность удара, независимо от поворота кия вокруг оси. При изготовлении шафтов часто пользуются этим вариантом склейки. Хочется затронуть вопрос еще об одной склейке на шафте, которая стала как бы традицией. Это вклейка клиньев ели в шафт. Однако, это не слишком целесообразно. Попробуем объяснить почему.При вклейке клиньев в шафт, происходит перерезание слоев дерева. Доходя до границы вклейки колебания затухают, возникают побочные частоты. В итоге, расстраивается колебательная система, снижаются игровые показатели шафта. Объяснить такую конструкцию можно тем, что при вклеивании клиньев уменьшается длина цельного кусочка шафта. Тем самым, уменьшаются возможности искривления при использовании не выдержанной или не качественной древесины.

Конечно, в наше время сложно найти равнослойное и годами выдержанное дерево. И в этом случае, каждый мастер волен выбирать: или искать дерево, или идти на компромисс.

В заключении хочется сказать, что изготовление киев высокого качества - это сложная и в то же время интересная творческая работа. Хочется пожелать всем мастерам, работающим в этой сфере творческих успехов, а также не уступать ни в чем ведущим мировым производителям.

AlfaSystems activelife AL91TG62